Опубликована новая работа В. А. Куринского:
Уметь, чтобы быть, быть, чтобы уметь… Краткий очерк общей теории навыка »
Необходимость в общей теории навыка назрела очень давно, однако такая теория смогла появиться как система только в постпсихологическом пространстве. Этот факт достоин упоминания хотя бы потому, что желающие подкрепить полученные в этом очерке сведения теоретическим материалом из постпсихологической литературы, должны быть ориентированы на такие книги, как «Автодидактика» (только первая часть, 1994 г.), «ПостПсихологическая Автодидактика» (часть первая и вторая, в двух томах, 2006г.), «Аэробика во рту» (2004 г.), а также многие другие работы.
Какую цель ставил я перед собой, пытаясь создать подобную теорию?
Ответ на этот вопрос имеет множество аспектов (от социально-психологического и педагогического до медицинского), но главным из них для обыкновенного «человека с улицы» оказывается, пожалуй, чисто житейский, имеющий отношение к философии жизни, которая, надо сказать, на сегодняшний день стала довольно-таки запущенным предметом.
Обобщённое понимание всех навыков, которыми переполнена жизнь каждого человека и которые существуют обычно изолированно друг от друга и даже, –– в ощущении их носителя, –– мешают один другому, создавая массу взаимных препятствий, может не только убрать последние, но и гармонизировать их, привести «к общему знаменателю», утешить тем, что ты, занимаясь одним навыком, занимаешься, практически, и всеми другими, перенося достижения на весь навыковый сегмент жизни.
Действительно, практика показывает, что многие из нас страдают из-за несогласованности желаний в различных областях действительности.. Отсутствие какого бы то ни было теоретико-практического подспорья сказывается не только на духовно-психологическом, но и на физическом самочувствии. У человека же обладающего мастерством гармонизации навыков всегда есть повод для радости, ибо он становится просто не способным терять время лишь на одно единственное занятие, на один единственный навык. В его внутреннем мире чаще царит то спокойствие, которое в любой уместный момент перерождается в художническое волнение, в добрый социальный замысел или в то недалёкое будущее, где он сможет, как это сделал поэт, без стыда признаться: «над вымыслом слезами обольюсь»…
Понятно, что у тех, кто овладевает многими навыками, «перекликающимися» друг с другом и сообщающими другим о своих постоянных up-grade’ах, значительно повышается творческий потенциал. Ясно также, что смена деятельности в этом случае теряет признаки разрыва или резкого перехода, а исполняется legato, связно и плавно. словно соединяя голоса в партитуре симфонии. Это уже полезно как средство от утомляемости, а точнее –– как способ существования, когда частота смен деятельности делает нас неутомимыми, то бишь частично отдыхающими постоянно и непрерывно.
Безусловно, современные условия жизни человека, требуют от не него как обладания немалым количеством навыков, так и способности приобретать их быстро и безболезненно. Постпсихология позаботилась об этом –– в распоряжении её адептов находится множество методов, соответствующих уровню сегодняшней науки о человеке и постоянно совершающих up-grade, учитывая, по возможности, весь спектр огромного количества открытий.
Итак, можно отправляться в постпсихологическую «страну умений». Надеюсь, после того, как он в ней побывает, каждый читатель ощутит себя хоть немного лоцманом, выходя в открытое море жизни. Приятного путешествия!
Валерий Куринский
февраля 8, 2008 | Новости | Comments Off on Уметь, чтобы быть, быть, чтобы уметь… Краткий очерк общей теории навыка