$DOCUMENT_ROOT = $_SERVER["DOCUMENT_ROOT"];
include("$DOCUMENT_ROOT/auto.inc");
$title = "Для чего нужен самоанализ, или Как я сам с собой могу поссориться";
mheader_l();
?>
Для чего нужен самоанализ, или Как мы представляем свою личность? Наверное, как Я. Я
Как я сам с собой могу поссориться
Нужен ли самоанализ? Конечно, нужен. И особенно тем людям, которые хотят быть личностями. Почему быть личностью - хорошо? Да потому что только становясь личностью, человек постигает свою сущность. Он живет уже не просто потому, что родился, то есть как бы "автоматически", по инерции, а умеет глубоко мыслить, изучая окружающий мир.
Чтобы стать личностью, нужно прежде всего научиться думать. Существует много школ мышления. Некоторые из них - народные. Чтобы получить образование, необязательно заканчивать университет. Можно иметь образование, усваивая уроки народной мудрости, которая содержится в различных традициях, обрядах, песнях, думах, усваивая духовные образцы, которые живут в сознании простых людей. Но ведь можно обратиться и к книгам. Это, конечно, нелегко, трудностей нас поджидает много. Зато это надежный путь, и если мы будем настойчивы, нас ждет успех.
О чем важно при этом помнить, о чем задуматься: все книги, которые мы читаем, - это книги о нас с вами, о тебе, даже если ты открыл географию, химию или букварь. Все книги - о тебе. Всякое знание - знание о тебе самом. Ты будешь все время удивляться, что сам это предчувствовал. И когда ты познакомишься с образами разных людей в художественной литературе, обнаружишь, что пополняешь сведения о самом себе, что, оказывается, ты очень многообразен.
Человек, который занимается самоанализом, становится более управляемым. А чем лучше он управляет внутренними делами, тем лучше успевает в учебе и в жизни. Осуждать самоанализ -думание про себя и о себе - нельзя ни в коем случае. Нужно постоянно стараться наблюдать затем, удобно ли тебе физически, приятно ли по ощущениям или неудобно, и стремиться ликвидировать то или иное неудобство. Здесь могут помочь уже пройденные нами правила автодидактики.
Любопытно, что учиться думать проще всего начинать именно с самоанализа и применения правил автодидактики. Интерес, который мы уже умеем изобретать, строить, организовывать, сочинять, является движущей силой в нашем развитии и вместе с тем основой нашего мышления: человек не способен мыслить, если не испытывает интереса. И потому в первую очередь нужно заниматься созданием интереса, а потом уже требовать от себя мышления (в скобках напомним, что мы не забываем сначала накопить данные, а потом делать выводы).
Что еще нужно уметь делать, чтобы научиться самоанализу? Нужно научиться созерцать. Слово "теория", которое мы часто слышим с детства (по-гречески "феория"), означает "созерцать" (по-латыни "соntemplatio"). Теория есть созерцание. Что значит созерцать? Всматриваться, вглядываться, видеть что-нибудь благодаря тому, что ты на это посмотрел, обратил внимание. Теория, следовательно, начинается с физического действия, потому что смотреть -физическое действие.
Научиться созерцанию внутренних движений в себе (таких, как настроение, ощущение, представление) - очень важное дело. Надо научиться наблюдать, когда у тебя появляются положительные эмоции, то есть когда у тебя спокойная совесть, когда тебе радостно, весело, когда у тебя торжественное настроение, и даже стараться делать маленькие, очень короткие, но существенные записи об этом в своем дневничке. Писать об этом нужно так, словно пишешь о постороннем человеке, и не стесняться, что это кто-то прочтет. А чтобы вообще никогда не было стыдно за какие-то действия, нужно не делать того, чего можно стыдиться. Тогда будешь жить спокойно и открыто, и тогда анализу твоего внутреннего мира смогут помогать и посторонние люди.
А сейчас мы обратимся к одному слову, которое нам известно, но мы должны его разобрать, потому что применяем его в автодидактике особым образом. Это слово - "рассудок". Рассудок понимается как то, что является как бы умом без чувства. Чтобы не было путаницы, сразу скажем, что мысль должна быть обязательно связана с чувством. А плод работы рассудка - это суждение, которое бесчувственно. Мы должны научиться прежде всего мыслить, то есть пользоваться такими суждениями, которые, соединившись с чувством, превращаются в мысли.
Вот тут-то, размышляя про себя и о себе, мы часто сталкиваемся с тем, что, когда нам интересно, обязательно думаем немножко о себе. Но то, что представляем собой мы, представляют, безусловно, и другие люди. Мы - это Ты плюс Я или Я плюс Ты. И мы всегда радуемся, если видим в другом сразу, с первого взгляда понимание нас. Это означает, что мы любим другого, потому что Понимание, Правда, Истина - конечно, очень ценные вещи. (Мы знаем об этом с самого первого дня жизни: сначала, как говорят, на чувственном уровне, а потом и все больше осознавая.)
Научиться чувствовать Мы - значит научиться культуре. Поэтому, если ты занимаешься самоанализом, в тебе с годами становится все меньше маленького Я, которое тщеславно себя выпячивает, и все больше будет Мы, которое обладает множественностью, большим количеством таких Я, которые составляют Мы культуры.
Чтобы понять, что отделять Я от Мы плохо, надо вспомнить, наверное, известное тебе слово "эгоизм". Эгоизм - вещь, достойная осуждения, потому что отчуждает человека от огромного самочувствия всего народа. "Отчуждение" -слово сложное, но его можно сделать простым при помощи небольшой операции. "Чуждый" переводится на современный язык как "чужой", следовательно, отчуждение - превращение в чужого.
Можно ли стать чужим самому себе? Вопрос достаточно сложный для того, кто еще не занимался самоанализом. Вспомним о скуке. Что такое скука? Помнишь, когда тебе становилось вдруг невероятно тоскливо, а душа рвалась так и улететь отсюда? Это и есть отчуждение - уход от самого себя, когда тебе скучно с самим собой, потому что твоя душа действительно здесь уже не присутствует.
Что же нас отчуждает от самого себя в первую очередь? Прежде всего, разные механические движения, которые мы выполняем без интереса, не анализируя своих ощущений, не понимая, как создается навык, и, конечно же, не понимая, что всякое движение должно быть обязательно исполнено с интересом, который мы переживаем в момент действия. Этот интерес, как мы уже знаем, называется актуализированным! Исполнение механических движений еще называют рутинными операциями, то есть такими, которые слишком хорошо известны, чтобы быть интересными.
По нашим правилам, мы сначала всегда создаем интерес к делу, а потом им занимаемся. А интерес можно организовать всегда, потому что человек способен мыслить, используя материал жизни, где бы ни находился. И тогда он неуязвим в том смысле, что никогда не расстается с собой и становится как бы заколдованным рыцарем, героем сказки, которого ничто не берет. Другими словами, у него прибавляется сил.
Еще можно очень просто потерять ощущение своей души и своего Я, когда мы подчиняемся "приказам" какой-то группы людей. Например, ты находишься среди своих друзей, которые хотят идти в кино, а тебе хочется в это время заниматься английским языком. Что происходит? Если ты подчиняешься, ты остаешься в группе и идешь в кино, забыв о том, что у тебя был внутренний приказ заниматься другим делом. Ты погасил внутреннее очень большое желание, чтобы остаться в компании. Каждый раз надо решать, что важнее, делать выбор.
Какой же принцип должен здесь восторжествовать? Решать такие задачи можно только конкретно. Каждый раз нужно смотреть на то, что нарушаешь. Если ты, например, дал обещание, дал слово, его, естественно, нужно держать - ты обязан пойти. Если же у тебя есть возможность исполнить твое внутреннее желание, ты, конечно, должен прислушаться к тому, что тебе это желание продиктовало. Поэтому каждый раз нужно оценивать именно те обстоятельства, в которых находишься. Уйти от себя очень просто. Вернуться к себе можно, но это всегда трудно.
У человека очень много препятствий на пути его развития. Но и само неполное развитие для какого-то периода существования человека может быть громадной трудностью, если он это развитее считает полным. Тогда и возникает зазнайство - человек вдруг необоснованно чувствует себя мастером, хотя таким не является. Неполное развитие, которое задерживается - страшный грех. И особенно печально, когда человек уже на первой стадии совершенствования навыка и становления мастерства считает, что уже представляет собой нечто выдающееся. Поэтому зазнайство, наверное, самая страшная вещь для навыка. Увидев себя мастером в будущем, заново рассмотрев свои возможности, ты сможешь предвосхитить свое будущее и правильно оценить то, что уже умеешь.
Должен быть один девиз у всех, кто хочет стать мастером: расти, расти каждый день, не забывая о том, что если ты один день не растешь, то, значит, обязательно увядаешь. Для того, чтобы расти, нужно заниматься творчеством. Это слово - такое высокое, такое недосягаемое - должно войти в быт: ты можешь творить и тогда, когда занимаешься анализом, когда учишься, когда думаешь о своем будущем и пересотворяешь свои мечты. Надо изучать духовные образцы, как мы говорили, и пытаться все время придумывать, в соответствии со своими актуализированными интересами, собственные "художественные произведения". Это могут быть и математические задачки, и модели, и приемы, но особенно, конечно, приемы. Если ты будешь придумывать сколько угодно разных способов, разных вариантов решений тех или иных задач - у тебя в жизни окажется много творчества.
Очень плохо, когда человек отчуждается от себя за счет превышенного внимания к моде. Конечно, человек должен придерживаться современной моды. Но если он придает этому слишком большое значение, то есть когда больше ничего и не видит вокруг, кроме как моду и себя модным, то он отчуждается от своей личности, личность останавливается в развитии, становится как бы чересчур внешней. А чтобы она развивалась, надо все время всматриваться в себя. Личность постоянно должна быть как бы под наблюдением самой себя.
А теперь мы произнесем слово, которое, несмотря на то, что часто употребляется, тоже бывает не совсем ясно для каждого. Это слово -"мещанин". Оно означало раньше "житель города". А в современном языке? Наверное, ты слышал, как люди произносят его с укоризной, и понял, что они бы не хотели быть мещанами. Определить же точно, кем они не хотят быть, непросто. Чтобы это сделать, давай немножко поразмышляем. Хорошо или плохо удовлетворяться тем, что ты сделал доброе дело? Может ли быть у хорошего, доброго человека целью существования покой? Можно ли отгородиться о: всего мира ради того, чтобы тебе было хорошо? Множество вопросов, на которые то легче, то труднее ответить, связано с определением мещанства. И, конечно, если они полегче (как. например, последний вопрос), мы на них без труда отвечаем. А если, например, возник вопрос о покое: ведь покой нужен всем?
Так вот, мы должны решить сейчас, какой покой, какой отдых должен быть у человека, который не мог бы охарактеризовать себя как мещанина. Это покой от того, что ты все время стараешься достичь каких-то благородных целей, связанных с идеалами человеческими. Такой покой, который ты приобретаешь потому, что твоя душа беспокоится о ком-то, покой, чей объем совпадает с объемом неба - высокого, голубого, весеннего неба, под которым весна творит новую жизнь, это покой радости возрождения. Другими словами, мы все время встречаемся с духовностью, когда говорим о покое немещанина. А мещанин ищет того, чего на свете, в общем-то, и не бывает. Из-за этого-то он и страдает, потому что покой, который бездуховен, является просто иллюзией. Отгородиться от мира невозможно, а мещанин пытается это сделать. У него возникает масса неполадок из-за противоестественности его же поведения - неполадок в жизни, неполадок в нем самом, включая также и психические расстройства.
Но знать, кто такой мещанин, еще не означает, что он начисто исчез в нас. Мещанин в каком-то смысле вездесущ. Он появляется в нас, как бы проглядывает в душе нашей, и не так уж редко. Определить мещанина в себе - самая главная задача. Не нужно искать его в другом, ведь многие люди не понимают, что мещанство-- это вещь, которая в нас. Потому мы так и подчеркиваем сейчас, каким образом его определить, чтобы можно было бороться с ним в себе. Все осуждают мещанство, и никто не признается в мещанстве, которое в нем, может быть, есть. А нам нужно в нем признаться себе, и для этого важно обязательно знать, что это такое. Чтобы бороться с ним успешнее, надо помнить еще одни красиво сформулированное правило. Оно представляет собой строку из стихотворения известного поэта Николая Заболоцкого: "Не позволяй душе лениться". Добавим здесь, что душа должна быть спокойной тогда, когда испытывает радость труда, настоящего духовного труда.